Информационный блок

# Психологические науки \
Психология развития, акмеология
[ 19.00.13 ]

Смотреть Информацию о научной специальности

Паспорт специальности:

Шифр специальности:
19.00.13 Психология становления, акмеология

Формула специальности:
Содержанием специальности 19.00.13 - "Психология становления, акмеология" в области психологических, обще-образовательных наук является изучение событий эволюционирования и создания психики людей на многих ступенях их жизненного цикла (от пренатального периода, возраста новорожденности до зрелости, старения и старости). Это совершенствование протекает при тех или иных внешних и внутренних условиях (условиях среды, наследственности, накопленного опыта, целенаправленных или случайных воздействий и подобного). Поскольку специфически человеческое совершенствование и работу психики не происходит вне событий общения и вне тех или иных организационных структур (начиная от детско-родительских отношений и завершая деловыми взаимодействиями в бригаде хирургов или в государственной службе), указанного рода социальные события закономерно оказываются в зоне внимания исследователей. Один из аспектов этой специализации — исследование культурно-исторического эволюционирования психики, сравнительное исследование эволюционирования психики в всех культурах, эволюционирование психики в антропогенезе и сравнительное исследование биологического и исторического эволюционирования психики. Психическое становление в детстве вносит хотя и не очевидные, но очень существенные (иногда непоправимые) вклады в становление взрослого человека. А период взрослости явно значим для существования социума. В связи с этим концентрация сил на комплексном изучении именно взрослых (прежде всего, со стороны изучения условий их наилучших достижений в работе) имеет место в акмеологии (греч. "акме" — "цветущая сила", "вершина"). Если в изучении преобладает констатирующий подход (установление фактов, особенностей), оно может быть отнесено к психологическим наукам;
если выражен нормативно-ценностный, проектировочный, формирующий подход, работа может быть отнесена к наукам педагогическим.
Это различение является не строгим и отдается на усмотрение диссертационных советов. Объектом нахождения новых знаний и создания в любом случае являются специфически человеческие свойства психической регуляции активности индивидуальных и групповых субъектов в зависимости от закономерного влияния разных факторов на тех или иных ступенях соответствующего эволюционирования.

Область нахождения новых знаний:
Общие направления акмеологии и традиционной психологии эволюционирования 1. Методологический, историко-научный анализ понятий "эволюционирование", "рост", "изменение", "созревание", "возраст" (биологический, хронологический, социальный, психологический и подобн), "норма и аномалия становления", "нормативное и девиантное (непутевое) становление", "движущие силы и источники психического становления человека на различных ступенях жизненного цикла", "возрастные кризисы становления", "гетерохронность (неравномерность) совершенствования", "развивающее образование" и остальных понятий, входящих в категориальный строй этой специализации (и употребляемых ниже).
2. Историко-научный анализ фактов и понятий, характеризующих "детство", "юность", "молодость", "зрелость", "старость" и значительно больше детальные периоды этих составляющих жизненного цикла. Проблема соотношения биологической и социально-исторической обусловленности указанных событий.
3. Вопросы соотношения возрастного и функционального эволюционирования (в связи с разными деятельностями и на различных возрастных ступенях). Функциональное становление — развитие возможностей продуктивной работе за счет покорения (на этой возрастной ступени) современных форм опыта, умений, знаний.
4. Стратегии и способы открытия становления индивидуальных и групповых субъектов активности, становления человека как индивида, личности, субъекта продуктивной работе в той или другой социально значимой области (включая исследование представителей разнотипных грамотных общностей, кросс-культурные подходы и сравнительное исследование эволюционирования в норме и патологии).
5. Своеобразие психики человека (как индивида, члена группы, личности, субъекта работе) на всех ступенях жизненного цикла. Хорошее и количественное своеобразие общностей людей, организаций на разнообразных ступенях их эволюционирования (прежде всего, в аспекте появления благоприятных или противодействующих условий для наилучших социально значимых достижений).
6. Движущие силы, источники становления и пути создания субъектов работе (индивидуальных и групповых, в частности управленческих команд).
7. Совершенствование возможностей работы субъектов (индивидуальных и групповых) за счет усвоения ими общественного опыта, действий, образов, понятий. Профилактика, коррекция и модернизация становления индивидуальных и групповых субъектов работе на базе возможностей научения, преподавания, знания, специальных формирующих способов ("техник", "технологий"). Направления психологии становления психики до периода взрослости.
8. Вопросы оснований периодизации психического совершенствования в онтогенезе человека, в становлении групповых субъектов работе.
9. Свойства психического становления человека в пренатальном периоде и младенчестве (в связи с такими факторами, как изменение образа жизни, свойства мозга, высшей нервной работе, свойства народной ситуации становления, создание потребности в общении, совершенствование сенсорных событий и движений, подготовительный период в развитии речи и т.п). Кризис новорожденного (выявления, учет его особенностей в обращении с детьми).
10. Свойства психического становления человека в раннем возрасте (в связи с усложнением разновидностей работе и форм общения, возникновением предметно-орудийной работе с ее стадиями; возникновением игры и ее своеобразием в данном возрасте; развитием теоретических привязанностей, ранних форм наглядно-действенного мышления, эмоций и высших чувств, личности — проявлений образа Я и др). Кризис трех лет (причины, выявления, пути разрешения).
11. Свойства психического совершенствования человека в дошкольном возрасте (в связи с такими проявлениями и факторами, как общение со взрослыми и сверстниками, появление детского коллектива и его роль в развитии личности, тип семейного знания или отсутствие семьи, появление сюжетно-ролевой игры и остальных разновидностей работе — изобразительной, конструктивной и др). Дальнейшее становление мышления, речи, памяти, потребностей и мотивов (в частности новейших гуманитарных), личности в общем. Свойства самооценки, Я-концепции, полоролевой идентификации в этом возрасте. Условия усвоения ребёнком нравственных норм и свойства создания нравственных чувств, этических эталонов и соответствующей самооценки. Условия и свойства эволюционирования у подростков представлений (знаний) о мире труда взрослых. Базовые выявления особенностей ребёнка как субъекта труда (способность выполнять необходимые, продуктивные действия по обязательному заданию).
12. Свойства психического совершенствования человека в младшем школьном возрасте. Структура и логичности создания учебной работе. Формы коллаборационной со сверстниками работе, их значение для психического совершенствования. Адаптация ребенка к школе как освоение современной общепризнанной ситуации.
13. Причины школьной дезадаптации младших учащихся и пути ее преодоления. Динамика отношения к учению на протяжении этого возраста. Место и значение остальных разновидностей работе в психическом развитии (игра, спорт, занятия изобразительной деятельностью, посильные формы труда и подобное).
14. Социальная жизнь младшего ученика (дружба, свойства общения со сверстниками и старшими; события кооперации, соревнования, конфликтов в группах, индивидуальные и половые различия в общении со сверстниками)
15. Возрастные возможности и свойства усвоения учебного материала в средней школе. Преподавание как источник умственного эволюционирования. Создание главенствующих основ научного мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения. Осознание и произвольность познавательных событий. Свойства эволюционирования речи в данном возрасте при всех вариантах образования.
16. Рефлексия, анализ, планирование действий к ак важные новообразования младшего школьного возраста. Становление личности, свойства Я-концепции, самооценки младшего воспитаника. Совершенствование эмоционально-волевых событий и качеств, свойства усвоения моральных норм, понятий, правил поведения.
17. Свойства психического становления в подростковом возрасте. Половое созревание, гетерохронность физического и культурного эволюционирования подростка.
18. Совершенствование познавательных мотивов, событий познания, избирательного отношения к учебным предметам у детей. Значение остальных (внеучебных) разновидностей работе для психического эволюционирования. Совершенствование формально-операционального интеллекта, все большей осознанности, произвольности познания.
19. Создание личности подростка. Трансформирования телесного образа Я (способность появления страхов в связи с неудовлетворительной оценкой своих телесных качеств — синдром дисморфофобии). Создание направленности личности подростка. Совершенствование нравственных убеждений, моральных суждений. Обострение потребности в личностноориентированном общении, свойства эволюционирования чувств и воли подростка. Создание характера.
20. Значение и роль технических, культурных установлений, общения со сверстниками и старшими в социализации подростка. Индивидуальные и половые различия в темпе и остальных особенностях психического совершенствования детей. Свойства дружбы детей в связи с половыми различиями. Объединения детей как своеобразное прототипирование отношений взрослых членов социума. Чувство взрослости, специфическая форма самосознания подростка как важное новообразование данного возраста. Типы взаимоотношений детей и взрослых. Свойства воспитательно-учебной работы с подростками.
21. Типы акцентуаций характера в подростковом возрасте и их учет в работе с детьми. Психологические предпосылки перехода к возрасту юности.
22. Свойства психического совершенствования человека в юношеском возрасте. Создание профессиональной направленности и процессы профессионального самоопределения как новообразования возраста юности. Психологические факторы и условия решения задачи создания профессионального жизненного пути (его "старта"), выбора профессии.
23. Направленность на самовоспитание и самообразование, возрастание способности к саморегуляции. Становление отвлеченного мышления в многих его проявлениях. Создание индивидуального стиля мышления, умственной работы.
24. Свойства общения и принадлежности к группе в возрасте юности. Значение и роль "молодежных субкультур" для психического совершенствования. Любовь и дружба, мечты, идеалы в возрасте юности и их значение для психического эволюционирования. Сексуальное поведение и профилактика его нарушений.
25. Совершенствование мировоззрения, морального сознания, правосознания, политических убеждений, технических, эстетических норм. Причины девиантного, асоциального поведения и пути их предупреждения. Свойства воспитательно-учебной работы с девушками и юношами. Начальные направления и трудности акмеологии (как комплексной науки в условиях наилучших достижений взрослого человека в различных аспектах его жизни).
26. Свойства психического эволюционирования человека в зрелом возрасте. Проблема критериев взрослости и ее периодов.
27. Молодость как начальный период взрослости. Направленность на создание устойчивой структуры жизни. Принятие народной ответственности, прав и обязанностей, овладение профессией и начало профессиональной работе. Поиск и выбор спутника жизни, вступление в брак, создание материнской, отцовской позиции, воспитание подростков, создание образа и стиля жизни, круга общения (психологические составляющие указанных событий и обстоятельств на материале разнотипных жизненных путей).
28. Проблема создания и усвоения алгоритмов продуктивного решения грамотных задач и путей овладения мастерством, профессиональной культурой (в различных профессиях и на всех ступенях взрослости).
29. Переход к средней зрелости и способность переживания кризиса, обусловленного расхождением сложившейся мечты с реально складывающимся образом жизни (примерно в 30 лет). Способность переживания чувства утраты жизни, ограниченности времени жизни и т. п. Личностно-смысловая перестройка, изменение жизненных планов, образа жизни и различные тактики как возможные пути выхода из кризиса (на материале разнотипных специалистов).
30. Факторы расцвета творческой активности и профессиональной работе. Обострение потребности передачи своего опыта другим. Обострение потребности в значительных достижениях и социальном признании. Улучшение чувствительности к общественным оценкам. Активное обдумывание, планирование и построение вариантов профессионального роста, продвижения (карьеры).
31. Проблема достижения (в разнообразных областях приложения сил) профессионализма как высшей ступени совершенствования взрослого человека. Внешние и внутрисубъектные условия, факторы становления профессионального мастерства.
32. Вопросы самопознания, саморегуляции, самосозидания человека как профессионала.
33. Трудности разработки способов программно-целевого моделирования и предсказания профессиональной работе.
34. Трудности адаптации к периоду взрослости и разработки диагностических и коррекционных способов, способов (в частности способов компьютеризованных), обеспечивающих оценку и улучшение готовности индивидуальных, групповых субъектов к профессиональному подготовке, профессиональной работе, а также обеспечивающие отслеживание событий профессиональной адаптации и профессионального роста сотрудников.
35. Проблема инвариантных психологических особенностей, характеризующих, с одной стороны, успешных специалистов и неуспешных – с иной.
36. Трудности развивающих способов, стимулирующих самопознание, самокоррекцию специалистов, их рефлексивную саморегуляцию, самоорганизацию, выявления искуства.
37. Вопросы обеспечения интенсификации профессионального самостановления и саморазвития средствами деловых, имитационных, организационно-деятельностных игр (в многих профессиях и на многих ступенях взрослости).
38. Проблема способов (в частности компьютеризованных), обеспечивающих раскрытие технических возможностей, интенсификацию эвристического мышления и остальных ценных качеств, эволюционирование профессиональной культуры.
39. Анализ перехода к главной зрелости (около 40 лет) и возможных кризисов становления. (происходит изменение восприятия временной перспективы. Возникают признаки снижения практических возможностей, переживания утраты молодости. Перестраивается иерархия мотивов, идет смысловая перестройка coзнания. Возрастает потребность в продуктивном самовыражении. Возникают и различные новообразования психики. Идет приспособление к изменениям в организме).
40. Свойства профессиональной, народной активности в зрелом возрасте. Проблема одиночества и его следствий для психического становления. Проблема совершенствования познавательных событий в зрелом возрасте. Возможности преподавания. Соотношение стабильности и преобразований личности в зрелости. Сложности и направления психологии, относящиеся к периоду старения и старости.
41. Анализ возможного кризиса 50-55 лет в связи с изменением народной ситуации и возрастными сдвигами в организме. Проблема ботанических и юридических факторов старения. Историческая относительность представлений о старении и старости. Роль психологических факторов в процессе старения. Возрастные изменения психических функций и возможности их компенсации.
42. Вопросы предотвращения старения, принятия и покорения новейших гуманитарных ролей, адаптации к потере реальных возможностей, подведения итогов жизни, становления личностной позиции в отношении ухода из жизни. Проблема участия в благоприятной для здоровья работе , ее значение для укрепления жизнедеятельности, самоуважения, самостоятельности, обеспечения долголетия. Значение разных целей для создания деятельной позиции в старости.
43. Условия появления жизненной мудрости как личностного новообразования. Возможные исходы из кризиса между личностной интеграцией и тенденциями распада. Свойства общения и межличностных отношений в старости. Проблема одиночества; компенсаторные механизмы в период старения и старости. Проблема психологической пом ощи престарелым и безнадежно больным людям. Культурные традиции отношения к смерти и достойного ухода из жизни.
44. Проблема соотношения и нежесткой связи, с одной стороны, календарного возраста и наилучших достижений человека в работе – с иной.
45. Трудности мониторинга и описания разных разновидностей профессиональной работе (с включением в эти модели психологических составляющих — сведений о целях, мотивах, внешних и внутренних средствах действий и работе, а также параметров условий и путей достижения совершенства в работе).
46. Трудности выработки современных стратегий смены профессий, непрерывного профессионального обучения, внедрения психологических акмеологических знаний в практику.
47. Теория и практика разработки психологических, акмеологических служб, ориентированных на улучшение психического совершенствования человека на различных ступенях этого процесса. Сложности и направления, связанные с обучением грамотных работников в области психологии становления, акмеологии.
48. Требования к специалистам. Проблема общих и специальных знаний, умений, навыков, личностных качеств, общих и специальных способностей, нужных современному работнику.
49. Вопросы обмена (взаимообогащения) опытом, аттестации и улучшения опыта соответствующих сотрудников, а также траекторий индивидуального профессионального и личностного становления профессионалов, работающих в этой области.

Отрасли наук:
психологические науки;
педагогические науки.

0.02104115486145