ИРКУТСК, центр Иркутской обл., в 5042 км к В. от Столицы. Размещен на Иркутско-Черемховской равнине, у впадения р. Иркут в Ангару, в 66 км к 3. от оз. Байкал. Климат континентальный. Сред. температура января — 15°С, июля 19°С. Осадков ок. 400 мм в год. Значительный ж.-д. узел на Транссибирской магистра-\и. Порт на судоходной Ангаре. Узел автодорог (Канск — Листвянка, И. — Улан-Удэ, И. — Качуг и др.). Аэропорт. Нас. 639,0 тыс. чел. (1992; 51,1 тыс. в 1897; 108 тыс. в 1926; 250 тыс. в 1939; 366 тыс. в 1959; 548,1 тыс. в 1979). В 1652 землепроходцем Иваном Похабовым на Дьячем полуострове было выстроено Иркутское зимовье (на базе больше ранешнего рус. поселения). В 1661 на высочайшем правом берегу Ангары был заложен острог, 1-ое время называвшийся Яндашевским. Тут сберегались орудие, боевые запасы и продукты для торговли с бурятами Прибайкалья. В 1668—69 А. Баркешлев выстроил свежий Иркутский острог; в 1669 тут были 2 дерев, прочности, позднее разрушенные. Положение у путей к Байкалу, в Забайкалье, а еще в Монголию, Китай, богатства лесов и недр окрестности методствовали резвому подъему населения. В 1672 сооружена древесная Спасская ц. В 1686 Иркутску был пожалован титул мегаполисы. В 1698 отсель были посланы 1-ые рус. торг. караваны в Китай. С 1730-х гг. рус.-кит. торговля сосредоточилась в Кяхте, да и. продолжал выступать весомую роль в данной торговле. С 1764 И. — середина(средина) Иркутской губ.; резиденция генерал-губернатора Сибири (с 1803) и Вост. Сибири (с 1822). Ужастным бедствием для мегаполисы был пожар 1879; за 2 денька пламя погубил 105 каменных и 3148 древесных жилищ. Были убиты музей, некоторое количество библиотек, архивы. В последствии пожара в мегаполисе совместно со Знаменским предместьем оставалось всего 35 каменных и в пределах 3200 древесных жилищ. Лишь только спустя 10 лет на пространстве пожарища снова были сделаны гор. улицы. И. стал одним из более прекрасных населенных пунктов Сибири. До кон. 19 в. оставался военно-адм. центром Вост. Сибири. В И. насчитывалось 94 улицы (большей частью немощеные), 257 каменных и 5443 древесных жилища, в центре мегаполисы были построены 2- и 3-этажные дома. Действовали: Знаменский дамский монастырь, костел, лютеранская кирха, синагога, арена, общественная библиотека и роскошные приватные библиотеки; общественный сад; Музей Сибирского отдела Рус. Географического общества (сегодня в составе Краеведч. музея; в экспозиции — этнографич., археологич., нумизматич. коллекции, коллекция нефритовых изделий, монументы т. н. скифо-сибирского животного стиля, в т. ч. Иволгинский камень 7—5 вв. до н, э.); Магнитно-метеорологич. обсерватория (осн. в 1886). И. нередко мучился от землетрясений; за этап 1725—1887 насчитывалось 184 денька с землетрясениями. Были сооружены двое триумфальных ворот, одни из к-рых выстроены в память решения Айгунского дого вора 1858 и имели надпись «Проезжая часть к Величавому океану»; 3 моста: спустя Ушаковку (приток Ангары, отделявший предместье Знаменское), спустя Иркут и понтонный спустя Ангару; 3 пристани — чайная, рыбная и древесная. Были многочисл. благотворит, заведения, в т. ч. городской ночлежный жилище, работали поликлиники, училища, средние учебные заведения и др. В 1892 в И. числилось 60 пр-тий; главными районными производствами являлись золотошвейное плетение узоров, шитье бобровых шапок, выделка меха и плетение пеньковых сеток. В кон. 18 — нач. 19 вв. И. славился наиболее людными в Сибири ярмарками (проходили в конце декабря); рынки развертывались на 3-х площадях: Хлебной, Сенной, Молочной. С 1840-х гг. И. 100новится центром золотодобывающей пром-сти, т. н. «городом Москвой ленского золо что»; сюда стекались капиталы золотопромышленников, купечества и иностранноватых фирм. Комфортное географическое положение Иркутска обусловило его роль в географическими экспедициями и открытиями. С 18 в. И. считался средоточием торгово-промысловых, переселенческих и дипломатических связей РФ с северо-восточной и юго-восточной Азией (таможенный место в 1723—92). Отсель землепроходцы подвигались на Елену и дальше на С.-В. В 1761—62 первыми из российских на Аляске зимовали «промышленные люд» иркутского негоцианта Бичевина. В 1784 Григорий Шелехов основал 1-ое поселение на побережье Америки: в 1799 в И. им базирована Росийско-американская торговая фирма (сохранилось мемор. помещение конторы, 1785). В 1851 появился Сибирский отдел Рус. Географичго общества, позже переименованный в Вост.-Сибирский отдел, проведены мероприятия сосредоточенные на исследованию природы и ситуации не столько области, да и всей Сибири и Д. Востока. В И. начиналась литературная работа рус. писателей Н. А. Полевого, П. П. Ершова, М. Н. Загоскина и др. И. (включая близлежащие села) — пространство ссылки декабристов [созвана мемориальная зона с бывшими имениями С. П. Трубецкого и С. Г. Волконского, с Преображенской ц. (1795—98), с Сиро сытным жилищем Медведниковой (1838), с быв. коттеджами М. М. Сперанского и Е. А. Кузнецова и рядовой деревянной застройкой 19 в.]. С Иркутском связаны жизнь и работа изыскателей Сибири П. А. Словцова, историка А. П. Щапова (установлен монумент на Знаменской скорбь, реставрирован), научного работника В. А. Обручева (мемор. жилище на ул. Гагарина) и др. Транссибирская ж. д. занесла оживление в жизнь мегаполисы. В 1898 в И. прибыл 1-ый поезд (охраняется историко-архит. монумент — участок Кругобайкальской жел. дороги, установлен кроме того монумент жел. проезжей части — в Александровском сквере, 1908, скульп. Р. Р. Бах, отчасти изменен в 1920). Были замечены свежие фирмы, возрасло нанаселенныйпункт. В 1905 был построен водопровод, в 1906 — маленькая электростанция, в 1910 — 2-ая электрическихстанция. Во время Вел. Отечеств, войны 1941—45 с помощью эвакуированных пр-тий в И. в маленький срок появились свежие фабрики. Современный Иркутск — большой экономичский, культурный в сердце Восточной Сибири, насчитывающий больше 70 пром. предприятий. В пределах мегаполиса на Ангаре построена Иркутская ГЭС. Машиностроение (фабрики — томного машиностроения, станкостроительный, ремонтно-механический; отпускают дрели для золотодоб. и алмазодоб. промышленности, доменное оборудование, классификаторы для горнорудных пр-тий, карданные валы, токарные станки и др.). Слюдообрабат. ф-ка (детали для радиоэлектронной пром-сти), произ-во строительных материалов, железобетонных изделий. Пищевая (чаеразвесочная, макаронная ф-ки; комбикормовый и мельничный з-ды), нетяжелая (2 швейных ПО, мебельная и обувные компании, трикотажная и пимокатная ф-ки, кожевенный з-д) промышленный. Университет (с 1918). Университеты: политехническии, аграрный, нар. хозяйства, мед, педагогический, педагогический зарубежных языков. Отделения: Московского института инженеров гражданской авиации и Московский коммерческий университет. Иркутский научный середне Сибирский филиал Росийской АН; включает Ин-т географии Сибирского филиалы Рос. АН и Лимнологии, институт (пос. Листвянка). Театры: драматический, музыкальной комедии, молодого посетителя, кукольный. Филармония. Цирк. Музеи: краеведческий, художественный (осн. в 1936 на базе коллекции В. П. Сукачева; рус. живопись 19 в., древнерус. живопись с коллекцией иконописи различных средних учебных заведений, в т. ч. сибирской, небольшой пластики и дерев, статуи; западноевропеское искуство; произведения народов Востока). Около Иркутска — Архитектурно-этнографич. музей народов Приангарья, между его памятников: Спасская башня (1667) и Казанская ц. (1679) Илимского острога; усадебная сибирская древесная застройка 19 в.; наскальная живопись 6—3-го тыс. до н. э. с Каменных островов на Ангаре. Мегаполис делится речками Ангара, Иркут и Ушаковка на 4 региона. Исто-рич. доля И. размещена в холмистой равнине меж Иерусалимским взгорьем и pp. Ангара и Ушаковка. В ней в общем сохранена радиально-кольцевая планировка со старенькой сетью улиц, площадей и кварталов, надлежащих ген. проекту 1792, с многочисленой застройкой из дерева девятнацатого века (большей частью «послепожарной», в последствии 1879). Архитектурный ансамбль середина(средина), площади образуют деревня в Восточной Сибири Спасская ц. (1706—10; колокольня, 1758—62, выстроена на пространстве паперти, арх. М. И. Длительных) — 2-ярусная, произведенная в обыкновениях моек, зодчества 17 в., и первоначально 5-главый, с уникальным соединением древнерусских, барочных и районных сибирских орнаментальных мотивов Богоявленский собор (1718— 31; в экстерьере — барочный иконостас, 1746) с 2 колокольнями, в т. ч. шатровой (1729). Значительный градостроитое ударение в панораме набережной составляет комплекс Знаменского моностыря (осн. в 1689) на стрелке р. Ушаковка, с ярусной, украшенной причудливыми барочными наличниками ц. Знамения (1757—62). Как заключительные ориентиры в силуэте мегаполисы 18 в. были поставлены 2 церкви на буграх: Крестовоздвиженская (1747—58; по обилию декора — оригинальный монумент барокко сибирской средние учебные заведения) и Входо-иерусалимская. Из посадских храмов 18 в. в гор. застройке сохранились в целости Троицкая ц. (1763— 78) с 2 симметричными приделами и грузной 5-ярусной колокольней; недалеко от нее — Харлампиевская и Владимирская церкви (обе— 1777—82, имеют немалые утраты). Значительный прибрежный комплекс образуют: 3-этажный класси-цистич. т. н. Белоснежный жилище (быв. Коттедж Сибирякова, 1800—04, план знатокской Дж. Кваренги, ограда по рисункам В. П. Стасова и Л. И. Руска, с 1837 — губернаторский дворец) с 6-колонным коринфским портиком на гл. фасаде и двусветным, сохранившим лепную отделку залом в экстерьере; Александровский сквер; стилизованное в духе «мавританской» зодчества помещение Музея Восточно Сибирского отдела Русского Географического сообщества (1882—83, арх. Г. В. Розен) с круглыми угловыми башнями и большим рустом. Главная горная трасса (бывший Немалый проспект), проложенную по полосы старенького оборонит, вала (с 1869 — назначение на Якутский большак), оформляет большей частью каменная застройка кон. 19 — нач. 20 вв., в к-рой отличаются: Драматичная арена (1894— 97, арх. В. А. Шретер) — трудная по размерам композиция с различными по форме покрытиями и внутренними холлами; Рус.-Азиатский банк (1903, арх. В. О. Коляновский) в стиле модерн, с «колокольным» по силуэту куполом, оканчивающим перспективу 2-ух улиц; культурно-бытовой ансамбль в стиле конструктивизма (1934—36, арх. А. А. Оль) — Г-образный в проекте, динамичный по композиции и оформлению. В деревянном зодчестве И. особенное пространство занимают: бывший коттедж Шубина по улице Лапина (сер. 18 в.), неск. жилищ 1-й тридцати процентов 19 в. с «примерными» фасадами, изображающими каменный декор классицизма, наиболее известный здешний вариант — жилища с подклетом, антресольным этажом, барочными мотивами резного декора, различными и пластичными (бывшее жилище Шастина и др.). Речной вид И. заканчивает Ангарский мост (1931—36, инж. П. Н. Поликарпов, арх. И. А. Француз), 4-пролетный, с ажурной железобетонной конструкцией. Левобережная доля И., повыше впадения Иркута, примыкающая к ж.-д. станции, увеличивается в сторону Иркутской ГЭС. Тут построен науч. городок Сибирского филиалы Рос. АН. Ниже впадения Иркута, на левом берегу Ангары, — пром. область и железно-дорожный узел — Иркутска. |