Информационный блок

# Психологические науки \
Психология труда, инженерная психология, эргономика
[ 19.00.03 ]

Смотреть Информацию о научной специальности

Паспорт специальности:

Шифр специальности:
19.00.03 Психология труда. Техническая психология, эргономика

Формула специальности:
Содержанием специальности 19.00.03 - "Психология труда, техническая психология, эргономика" в области психологических наук является изучение и/или прототипирование событий, характеризующих субъекта труда (индивидуального, группового) в соответствующих (учитываемых, проектируемых) средах обитания (информационных, экологических, принципиальных, юридических и подобное). Труд понимается в широком смысле как создание людьми ценностей при взаимодействии с системами природы и культуры (также в широком смысле слова). Объектом нахождения новых знаний, создания являются факты и правильности создания, работы субъектов труда (индивидуальных, групповых) в разных условиях среды. При этом среда также понимается в больших количествах (как включающая предметные, социальные, организационные, гигиенические, эстетические составляющие, факторы безопасности труда и подобное).

Область открытия:
1. Методологические основы наблюдения событий совершенствования и работы человека как субъекта труда.
2. Исследование, классификация, моделирование трудовых постов, профессий как областей приложения духовных и практических сил людей; анализ требований, предъявляемых видами труда к личным качествам людей (включая вопросы работы человека в сложных, высокотехнологичных автоматизированных программах).
3. Исследование профессионально ценных особенностей психики людей (включая свойства личности, в частности мотивации, познавательных событий, эмоциональной и рациональной регуляции поведения; движений, операционально-смысловых структур профессионального опыта — пространственных, временных, технологичных, юридических).
4. Исследование типичного и индивидуально своеобразного психического склада представителей разнотипных профессий, грамотных общностей (склад ума, свойства образа мира, индивидуальный и групповой стиль работы и подобное). Исследование установок на творческий и исполнительский труд, производительную и потребительную мотивацию труда.
5. Психологические сложности конструирования, использовании и создания сложных творческих программ.
6. Исследование особенностей выявления психики и модернизация труда в сложных и опасных профессиях (включая вопросы изучения и профилактики психологических причин ошибок, отказов, аварий, происшествий, катастроф, военной и боевой работе; вопросы возможных невротических срывов кадров, грамотных деформаций личности и подобное).
7. Исследование условий и возможностей психологического обеспечения безопасности труда в многих профессиях (включая вопросы психологической безопасности как укрепления лучших состояний кадров, их психического здоровья).
8. Создание профессиональной и человеческой (личностной) надежности представителей опасных профессий.
9. Исследование психологических условий и путей установления взаимного соответствия личных качеств человека и требований профессии (самовоспитание и саморегуляция специалистов, их консультирование; психологические вопросы переобучения сотрудников, прототипирование способов труда и производственной среды сообразно психологическим особенностям человека, расстановка сотрудников сообразно их личным качествам, профподбор, профотбор и подобное).
10. Исследование психологических аспектов смены профессий, создание способов улучшении соответствующих внутрисубъектных состояний (в частности применяемо к случаям вынужденной перемены труда при частичной утрате трудоспособности, безработице, существенных изменениях привычных трудовых постов, способов труда в связи с научно-техническим прогрессом).
11. Исследование допрофессионального становления, создания человека как субъекта труда (психологические основы трудового знания, образования профориентации, профконсультации, психологической помощи людям при планировании ими трудового жизненного пути, "карьеры", при кризисах их профессионального эволюционирования). Логичности трудового становления человека на начальных этапах антропогенеза, онтогенеза; установление периодов, границ сенситивности психики человека к развитию в качестве субъекта труда.
12. Исследование и модернизация режимов труда и отдыха в многих профессиях (психологический аспект).
13. Исследование этапов, шагов эволюционирования, создания человека как субъекта труда на различных возрастных этапах (включая вопросы кризисов профессионального совершенствования, в частности, и в возрасте "отставки", ухода от привычной активной трудовой работе).
14. Исследование и создание способов, процедур оценки, аттестации грамотных работников (психологический аспект).
15. Исследование особенностей работы операторов и операторских кафедр ("команд"), включенных в наблюдение сложными автоматизированными системами; реализация способов улучшении их работы (на базе изучения событий делового общения, распределения трудовых функций, координации движений, согласования, исполнения решений, создания опыта работы в команде и подобное).
16. Исследование и моделирование событий тренажерной обучения операторов для работы в сложных, высокотехнологичных программах.
17. Анализ и прототипирование организации рабочего пространства операторов и операторских факультетов, команд, соответствующих информационных потоков, ва-риантов распределения функций кадров.
18. Вопросы синтеза эргономических и антропологических (в частности антропометрических) подходов в целях улучшении работы операторов и операторских факультетов, команд специалистов, обеспечения оптимальной гигиенической (в широком смысле слова, включая и психогигиену) производственной среды.
19. Исследование функциональных состояний человека в профессиональной работе; проверка, коррекция, профилактика негативных состояний.
20. Исследование, оценка, классификация и модернизация субъективных (концептуальных, образных, интуитивных и т. п) моделей управляемых, обрабатываемых объектов, производственных ситуаций в работе всех специалистов.
21. Исследование, оценка и модернизация трудовых событий в многих профессиях.
22. Своеобразие мышления (решения задач) представителями разнотипных профессий.
23. Анализ опыта улучшения опыта грамотных работников и создание моделей, концепций соответствующих учебных центров на базе психологического моделирования подлежащих решению задач (включая работу с применением компьютерно-вычислительных технологий).
24. Исследование и модернизация событий принятия решений профессионалами (включая вопросы психологической поддержки образования стилю принятия решений в условиях неопределенности, конфликта).
25. Вопросы построения движений (в частности невербальной экспрессии) в всех видах труда.
26. Работу человека в организационных программах, в процессах руководства иными (включая ситуации неопределенности, производственных конфликтов и поиска путей их конструктивного разрешения).
27. Изучение духовных главенствующих основ профессионализма в интересах создания человека как субъекта труда.
28. Психологические трудности предпринимательства (как частного случая трудовой работе в новейших условиях).
29. Исследование, оценка, классификация и модернизация приемов и способов психологического действия в руководстве людьми.
30. Психологические сложности маркетинга, рекламы как видов активности людей, вовлеченных в хозяйственную работу (включая вопросы создания рекламной продукции на базе особенностей познавательных и личностных событий потребителей рекламируемых объектов).
31. Исследование и модернизация событий мотивации в труде, реализация программ психологически обоснованного стимулирования трудовой работе в всех профессиях и на различных ступенях становления специалистов.
32. Исследование, модернизация способов компенсации слабо выраженных у кадров профессионально ценных качеств (вопросы компенсаторного профессионального приспособления, в частности при вынужденной перемене труда).
33. Анализ и моделирование способов и условий труда (с учетом особенностей психики людей) в связи с развитием современных технологий в разнообразных профессиях.
34. Исследование, оценка и прототипирование способов отображения информационных знаний об управляемых объектах и органов, способов контроля объектами сообразно особенностям психики людей (включая и наблюдение в организационных — гуманитарных — комплексах).
35. Вопросы психологического обеспечения принятия решений профессионалами в случаях неизбежного риска.
36. Психологическое обеспечение улучшении организационных структур в сфере труда.
37. Психологические трудности распределения минералов и обеспечения организаций ресурсами (трудовыми, материально-финансовыми, информационными, включая психологические вопросы изучения и создания коммуникационных сетей в организациях).

Родственные специальности:
05.26.00 - "Безопасность работе человека"
03.00.16 - "Экология"
05.02.08 - "Технология машиностроения"
05.02.11 - "Способы управления и выявления в машиностроении"
05.22.00 - "Транспорт"
05.02.13 - "Умные машины и агрегаты (машиностроение)"
14.00.07 - "Гигиена"
19.00.03 - "Психология труда. Техническая психология. Эргономика"
12.00.05 - "Трудовое право. Право культурного обеспечения"
05.02.18 - "Теория механизмов и машин"
05.02.23 - "Стандартизация и наблюдение качеством продукции"
05.02.05 - "Роботы, мехатроника и робототехнические программы"
05.02.22 - "Организация создания"
05.03.00 - "Полная обработка конструкционных материалов в машиностроении"
05.05.00 - "Транспортное, горное и строительное машиностроение"
05.07.02 - "Прототипирование, конструкция и создание летательных аппаратов"
05.08.03 - "Прототипирование и конструкция судов"
05.08.03

Примечание:
Разграничение специальности 19.00.03 между родственными и смежными специальностями производится по направленности и объему разработок. Открытия по родственным и смежным специальностям носят подчиненный вспомогательный характер.

Отрасли наук:
психологические науки;
инженерные науки.

0.022041082382202